|
|
Казахские музыкальные инструментыЖетыгенСтрунный щипковый инструмент, представляющий собой деревянный ящик с натянутыми струнами. В прошлом изготавливался из выдолбленного цельного куска дерева. В настоящее время широко бытует у хакасов под названием "шатхан" , сохранился у тувинцев - "чадаган" и др. Существует легенда о происхождении жетыгена. Во время джута отец, имевший семь сыновей, потерял всех, одного за другим. После смерти каждого из них он натягивал по одной струне на выдолбленный кусок дерева и исполнял кюи, которые известны как семь кюев для жетыгена. В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На жетыгене аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров. ДомбраНаиболее любимый и распространенный в народе двухструнный щипковый инструмент. Корпус домбры изготавливается из дерева, струны в прошлом изготавливались из тонких козьих или бараньих кишок, в настоящее время - из лески. При археологических раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных музыкальных инструментах. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры, были распространены среди сакских кочевых племен. На территории Казахстана существует две основные разновидности домбры - западная и восточная, различающиеся между собой по форме и строению. Западная домбра имеет овальную, объемную форму корпуса и длинный тонкий гриф, на который навязывают 12-14 перне (ладов). Восточная домбра имеет более прямоугольный, плоский корпус, короткий и широкий гриф, имеющий от пяти до девяти перне. В Восточном Казахстане сохранилась также трехструнная домбра. Вобравшая страдания, чаяния и мудрость народа, домбра поистине универсальна - многие поколения кюйши создали для нее тысячи кюев. Она широко распространена в народном быту, является непременным атрибутом жырау и жырши, акынов, народно-профессиональных певцов и композиторов - салов и серэ. Камыс сырнайЯзычковый духовой инструмент, изготавливаемый из камыша, в виде короткой полой трубки. Устройство и способ звукоизвлечения на камыс сырнае идентичен популярному в джазе духовому инструменту - саксофону. Камыс сырнай, обладающий резким, пронзительным звуком, способен имитировать крики различных птиц и животных. Это свойство инструмента использовали охотники. На камыс сырнае исполняли также народные мелодии и наигрыши. Широко известен идентичный казахскому камыс сырнаю туркменский народный музыкальный инструмент - дилли тюйдук. Используемый в единичных случаях, начиная с советского периода по настоящий момент, ни в одном из видов исполнительства в Казахстане - сольном, ансамблевом, оркестровом, камыс сырнай широкого распространения так и не получил. КобызДревнейший струнный смычковый инструмент, корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. В прошлом струны и смычок кобыза изготавливались из конского волоса, а на гриф навешивали металлические пластинки. Инструмент украшали также перьями филина. Наскальные рисунки с изображением кобыза, датируемые IV-VIII веком, были найдены в районах древнего Улытау и Каркаралы. В традиционном представлении кобыз - атрибут шаманов, связывается с именем легендарного музыканта Коркыта. Игре на нем приписывается тайная, магическая сила. Богатый обертонами живой и теплый тембр кобыза напоминает человеческий голос. Кобызовые кюи имели магическое назначение - воздействовать на общество, природу, животных и духов предков. Повторность одних тех же интонаций в кобызовых кюях функционально связана с повтором магических заговоров и заклинаний. Инструмент, аналогичный кобызу существует у кыргызов - кыяк, монголов - хур, алтайцев (ойротов) - икили и многих других народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Европы. Согласно исследованиям ученых В.Бахмана (Германия) и С.Дончева (Болгария) кобыз распространился за пределы кочевого мира Центральной Азии и явился предком всех европейских смычковых струнных инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Иногда кобыз называют "кыл-кобызом". Приставка "кыл" ("волос") в названии инструмента появилась в 30-х годах. Дело в том, что в годы т.н. "культурного строительства" древний инструмент подвергли переработке - вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искуственным стал также смычок. В результате богатый обертонами, говорящий звук, став неестественным, изменился до неузнаваемости. В этой связи термин "кыл-кобыз", обозначает старинный, то есть настоящий кобыз. У "детища" же советского времени появилось название "прима-кобыз". В настоящее время в среде деятелей музыкальной культуры необходимость функционирования прима-кобыза ставится под сомнение Cаз-сырнайДуховой инструмент типа свирели яйцевидной формы, изготавливаемый из глины. Был найден при раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 г. средневекового города Отрара. Реконструированный исследователем фольклора Болатом Сарыбаевым в 1971 г., саз сырнай был введен в состав фольклорно-этнографических ансамблей. Инструмент, аналогичный саз сырнаю, под различными названиями существует у многих евразийских народов: свилпе - у латышей, сави пиилу у эстонцев, чопо-чоор - у кыргызов, унгэрэк у алтайцев и др. CыбызгыДуховой инструмент типа свирели, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Один из самых распространенных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с двумя исполнительскими традициями. В частности, восточный сыбызгы, в отличие от западного, имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов - кавал у венгров, молдаван и болгар, курай - у башкир, гаргы тюйдук - у туркмен, цоор - у монголов, шоор - у алтайцев, чоор - у кыргызов и многих других. В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане возрождается. Сыбызгы входит в состав музыкально-этнографических коллективов. CырнайСловом "сырнай" обозначают все музыкальные духовые инструменты - саз сырнай, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай и др. С XIX века им стали обозначать гармонь. Выдающаяся казахская певица и композитор Майра Шамсутдинова (1896-1929) пела и аккомпанировала себе на гармони. На гармони играл Жаяу Муса. Традиции эпического пения с гармонью положил начало сказитель сырдарьинской школы Нартай Бекежанов (1890-1954). УзкирикДуховой инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож на звук ветра, отсюда и его название ("узкирик" значит "свист ветра"). Аналогичный узкирику инструмент, гораздо меньший по размерам, сохранился у башкир. Инструменты, близкие саз сырнаю и узкирику в виде детской игрушки, свистульки существуют у тюркских народов Поволжья. В охотничьей практике казахов, проживающих в Монголии, узкирик выполняет прикладную функцию. Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис. ШанкобызСамозвучащий металлический язычковый инструмент, напоминающий маленькую лиру. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. Шанкобыз, изготавливаемый также из дерева, бамбука, кости, под различными названиями распространен у многих народов Евразии - маультроммель у австрийцев, трамп у швейцарцев, джюс-харп у англичан, варган у русских, хомус у алтайцев и кыргызов, дрымба у украинцев, молдаван и белорусов, мукури у японцев и др. В традиционном мировоззрении шанкобыз связан с духами. В далеком прошлом при камлании шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др. ШертерТрехструнный щипковый инструмент типа домбры, гораздо меньший по объему. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны - из конского волоса, либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен. Традиция игры на шертере, наиболее развитая до революции в Семипалатинской области, в советский период не получила признания официальной идеологией, вследствие чего была забыта. Найденный при раскопках древнего города Отрара шертер был возрожден Болатом Сарыбаевым. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов "Отрар сазы", "Жетыген", "Сазген" и др. Вследствие разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время репертуар сольных исполнителей на шертере в настоящее время составляют два сохранившихся народных кюя для шертера "Ой-толгау" и "Сал курен", нотированных исследователем и исполнителем Замзагуль Измуратовой. Большинство же произведений репертуара составляют переложения домбровых кюев. |
Отправить сообщение
el_diaz@mail.ru с вопросами
и замечаниями об этом веб-узле.
|